Оглавление:
Возмещение вреда природной срреде
Кроме того организация указывает, что она добровольно предприняла необходимые действия по восстановлению нарушенного земельного участка, а возмещение вреда окружающей природной среде, носящее компенсационный характер, должно устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду. На основании абз. 4 п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г.
Натуральная и денежная компенсации применяются и при возмещении экологического вреда. Однако натуральная компенсация здесь возможна в строго ограниченных случаях, когда возможно восстановить потери в природной среде и ее ресурсах. Денежная компенсация выражается в затратах на восстановление, оздоровление, улучшение природной среды, ибо не все из них поддаются денежной оценке, а предполагаемый ущерб из-за отдаленности своего проявления не имеет в ряде случаев реального объема. Экономический и экологический вред взаимосвязаны.
Среди них основное место занимает вред, причиняемый противоправным поведением лица. Как верно заметили В.В.Васькин, Н.И.Овчинников, Л.Н.Рогович, оправданно исследование вреда в различных сферах, вполне допустимы особенности в отраслевой регламентации некоторых имущественных отношений по его возмещению[2]. Обязательное наличие вреда, причиненного экологическим правонарушением, сомнений не вызывает, так как речь идет о деликтных обязательствах.
Тема 12
Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, организует их исполнение. Он может утверждать программы оздоровления окружающей природной среды, как на всей территории РФ, так и в отдельных регионах. На возглавляемом Президентом Совете Безопасности РФ обсуждается состояние экологической обстановки в стране. Президент вправе вносить в Госдуму проекты законов по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Возмещение вреда окружающей среде
— расходов на восстановление прежнего состояния окружающей среды, утраты сельскохозяйственной продукции, рыбных запасов и т.д.; — потери товарной продукции (имущества); — упущенной выгоды, недополученных доходов. судебный и внесудебный (в административном порядке, через страховые выплаты, единовременное экологическое пособие, экологические льготы населению); добровольный и принудительный; установленным способом (по таксам, по методикам исчисления ущерба, по фактическим затратам на восстановление потерь в природной среде); смешанный (комбинированный). Понятие « вред природной среде » включает в себя прямой и косвенный ущерб, а также убыток. Ущерб — это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на окружающую среду. Убыток — это материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций), возникающие в результате: — ликвидации экологических последствий аварии и восстановления нарушенного состояния окружающей среды; — потери здоровья, порчи имущества и продукции природопользователей; — упущенной выгоды от изменения состояния ОС и природных ресурсов и т.п. Вред, нанесенный окружающей среде .
Вред природной среде причиняется как в результате правомерной (т.е. разрешенной государством) деятельности, так и вследствие нарушения природоохранительного законодательства (экологического правонарушения). Соответственно этому ответственность причинителя вреда может быть эколого-экономической или эколого-правовой. Эколого-экономическая ответственность причинителя вреда — это ответственность за правомерный, разрешенный, вынужденный по объективным обстоятельствам вред.
В суд могут предъявляться иски на основании нарушения права на благоприятную окружающую среду.
Закон «Об охране окружающей среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружаю/щей среды. Вред окружающей среде согласно За- кону «Об охране окружающей среды» причиняется ее загрязнением, истощением, порчей, уничтожением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими нарушениями экологического законодательства, В ст.
Проблемы возмещения вреда окружающей среде
Необходимо подчеркнуть, что институт возмещения вреда был введен в теорию и реализуется на практике не так давно. Он выполняет множество функций, среди которых особенно следует отметить предотвращение экологических правонарушений и компенсацию вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Целью данной работы является рассмотрение правоприменительной практики
Закон РБ Об охране окружающей средыСтатья 101
рационального использования природных ресурсов, не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства. Выполнение измерений в области охраны окружающей среды, подтверждающих факт причинения вреда окружающей среде, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 29 настоящего Закона . Факт причинения вреда окружающей среде может быть зафиксирован
Что касается реального возмещения вреда в натуре, то при различных видах экологических правонарушений встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре может быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка – участок покрыт траншеями, котлованами и т.п.
Так, постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 № 388 утверждены таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушениями лесного законодательства РФ. В свою очередь приказом Минсельхозпрода России от 25.05.1999 № 399 утверждены таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты. Методика подсчета ущерба применяется, как правило, там, где вред противоправными деяниями причиняется одновременно нескольким объектам окружающей среды либо невозможно применение таксового исчисления.
ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ это
Таксы установлены, например, для исчисления размера ущерба, причиненного лесному хозяйству(утверждены постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1992 г.) или рыбному хозяйству (постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г.). Подобного рода таксы (методики) в области охотничьего, рыбного, лесного хозяйства с учетом местных географических и климатических условий утверждаются ныне субъектами РФ. Суммы ущерба, взыскиваемого по решению суда, арбитражного суда по восстановлению потерь окружающей природной среды, перечисляются в экологические фонды.
1.
2.
3.
Право, теория и понятие права
• затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественной организации (объединения) в интересах потерпевшего. Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления — за счет средств соответствующих государственных экологических фондов.
Вред у причиненный имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, подлежит воз мещению в полном объеме . При определении объема ущерба , причиненного имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.